Сергей Эйзенштейн — кем был легендарный советский режиссер?

22 января, компания Google решила почтить память великого мастера кинематографа — 120 лет со дня рождения советского режиссера театра и кино, художника, сценариста, теоретика искусств и педагога Сергея Эйзенштейна — в качестве заставки популярного поисковика была размещена анимированная миниатюра с изображением основоположника современной школы кино.

Любой человек, так или иначе связанный с кино отдает дань уважения этому гиганту мирового кинематографа, роль которого в создании визуального языка рассказов на экране в самом начале эпохи кино оказалась ключевой и чье наследие продолжает влиять на современных режиссеров в XXI веке.

Родившийся в Риге, Сергей изучал архитектуру и технику в Петроградском институте гражданского строительства — перед тем, как он вступил в Красную Армию и принял активное участие в большевистской революции. Его успехи в революционной пропаганде привели к тому, что он получил командную должность Минске, еще до того, как в 1920 году он приехал в Москву, чтобы воплотить свои художественные замыслы на театральных подмостках.

Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн за камерой (1926 г.)

Работая режиссером-постановщиком, он интенсивно интересовался теорией культуры и уже в 1923 году написал трактат «Монтирование аттракционов». В том же году он снял свой первый фильм «Дневник Глумова», адаптировав для экрана собственные экспериментальные театральные выкладки.

Карьера Сергея Михайловича пришлась на эпоху немого кино — «Стачка» (1924), новаторский «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927), заказанный к празднованию 10-й годовщины Октябрьской революции.

Потемкин
Сцена на Потемкинской лестнице в Одессе из фильма «Броненосец Потемкин»

Фильмы Эйзенштейна о могучих исторических личностях очень сильно повлияли и на современников Мастера — Александра Довженко, Всеволода Пудовкина и Дзигу Вертова, прогрессивный характер советского искусства дал сильный толчок всему миру. Только Дэвид Уорк Гриффит в США, Фритц Ланг и Роберт Вине в Германии лишь немного продвинулись по пути, пройденному Эйзенштейном.

Мировое признание фильмов Эйзенштейна позволило ему совершить путешествие по миру в начале 1930-х годов, посетив Европу, Японию, США и Мексику. Режиссер был невероятно поражен последней, где его дорога пересеклась с Фридой Кало и Диего Риверой, что он начал амбициозный проект-хронику мексиканской истории под названием Que Viva Mexico! который, к сожалению, остался одним из величайших незавершенных произведений кино.

Кало
Диего Ривера и Фрида Кало

Исторические эпосы Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) и двухчастный «Иван Грозный» (1944 и 1958) оказали наибольшее влияние на современный кинематограф — яркие рассказы о легендарных личностях. Огромная баталия с Николаем Черкасовым в главной роли под музыку великого русского композитора Сергея Прокофьева в картине «Александр Невский» до сих пор обладает магическим воздействием на человека — увидев эту сцену хоть раз, зритель ее никогда не забудет.

Невский
Николай Черкасов в роли князя Александра Невского

Все фильмы Эйзенштейна были четко выверены в политическом план — Кремль одобрял все проекты режиссера, прекрасно понимая, что они как никто продемонстрируют очевидное превосходство коммунистического искусства и могущества СССР как политической силы всему капиталистическому миру. Официальное одобрение, однако, нередко мешало Сергею Михайловичу бороться с внутренними противоречиями.

Несмотря на две Сталинские премии и мировое признание, фильм «Александр Невский» пришлось отложить на полку, так как в свете подписания пакта Молотова-Риббентропа «О ненападение» (1939 год), история о русском Герое, разбившем орды тевтонцев, мог быть с легкостью истолкован в угоду действительной политической ситуации.

Грозный
Кадр из фильма «Иван Грозный»

«Иван Грозный» был задуман как трилогия о царствовании Ивана IV (1530-1584 гг.) — вторая часть картины была сразу же запрещена к показу в 1948 году, так как цензура усмотрела в художественной аллегории критику образа Сталина. Фильм не увидит свет еще более десяти лет, а сцены, уже снятые для запланированной третьей части, были конфискованы и уничтожены — на безупречной характеристике Эйзенштейна были отмечены негативные отзывы.

Сергей Эйзенштейн перенес первый тяжелый сердечный приступ в 1946 году и умер от второго в своей московской квартире 11 февраля 1948 года.

Загрузка...
Похожие новости